Общая сумма ущерба на сегодняшний день составляет более 19 миллионов. В прошлом году сумма ущерба составила порядка 107 миллионов рублей.
Врио начальника отдела уголовного розыска ОМВД России по г. Ессентуки Владимир Сиктус объясняет, что в последнее время преступления в сфере IT-технологий совершаются гораздо чаще, чем другие виды преступлений. Несмотря на обширную предупреждающую информацию, граждане продолжают попадаться на уловки злоумышленников, а звонки в дежурную часть совершаются практически ежедневно. Однако есть значительная категория граждан, которая проявляет бдительность и внимательность и не выполняет требования неизвестных, которые могут повлечь за собой хищение денежных средств, и незамедлительно прекращают разговор.
– Расскажите, пожалуйста, появились ли новые способы мошенничества?
– Очень быстро набирает обороты схема, когда мошенники представляются сотрудниками сотовых компаний и сообщают, что якобы у абонента заканчивается время действия абонентского номера и для продления необходимо сообщить код подтверждения, который придет в виде смс-уведомления. Доверчивые граждане выполняют инструкции злоумышленников, диктуют пришедшие на телефон коды (зачастую это коды с портала Госуслуг), которые позволяют мошенникам совершить смену пароля в личном кабинете и воспользоваться конфиденциальной информацией, совершив мошеннические действия. Помните, что сотрудники сотовых компаний никогда не будут запрашивать конфиденциальную информацию, а если у них действительно есть вопросы, связанные с тарифным планом, они порекомендуют вам обратиться в ближайшее офисное отделение компании самостоятельно.
Остаются актуальными версии совершения мошенничества, когда представляются сотрудником банка и сообщают жертве о якобы незаконно оформленных кредитах или подозрительных операциях и убеждают перевести все сбережения на безопасный счет либо взять кредит, чтобы погасить другой кредит, который будто бы кем-то оформлен на жертву. В результате чего граждане обеспокоены сохранением денежных средств, теряют бдительность, идут на поводу у мошенников и лишаются своих накоплений.
По-прежнему работает схема – «родственник попал в ДТП», где мошенники представляются близким родственником и в ходе телефонного разговора дрожащим, взволнованным и плачущим голосом сообщают о факте совершения ДТП, в результате которого пострадали невинные граждане, и срочно необходимы денежные средства для оплаты медицинских услуг либо для непривлечения лица к уголовной ответственности.
Также под различными предлогами мошенники убеждают жертву установить сторонние приложения или перейти по сомнительным ссылкам. Например, присылают сообщение в одном из общих чатов в мессенджерах с просьбой проголосовать за ребенка, который якобы участвует в каком-то конкурсе. А когда гражданин переходит по указанной ссылке, то рискует установить на свой телефон программу удаленного доступа, с помощью которой злоумышленники пользуются конфиденциальной информацией, хранящейся на смартфоне, с целью хищения ваших денежных средств.
Мошенники зачастую представляются сотрудниками брокерских компаний и предлагают заработать, для чего нужно вложить определенную сумму денег. Сначала это небольшие суммы, и для убедительности мошенники даже переводят жертве их первую «прибыль», это притупляет бдительность, и граждане в азарте переводят уже крупные суммы денег в надежде получить еще больше, но злоумышленники после получения денежных средств уже не выходят на связь.
– Как уберечь себя от мошенников?
– В первую очередь необходимо всегда знать и помнить, что ни один из сотрудников банка не станет звонить клиенту и интересоваться сведениями о какой-либо конфиденциальной информации, сообщать о проблемах и способах их решений дистанционным образом. Даже если подобные вопросы и возникнут у настоящих сотрудников банка, они свяжутся с клиентами и попросят обратиться в отделение банка самостоятельно.
Нельзя ни под каким предлогом устанавливать любые сторонние программы на телефон, поскольку через все перечисленные программные приложения мошенники могут получить удаленный доступ к смартфону граждан и хранящейся в его памяти информации. Также не стоит отвечать на видеозвонки неизвестных лиц с незнакомых номеров, независимо от предлогов, указаний, инструкций, так как в результате этих действий вы можете лишиться всех накоплений либо оформите незапланированный кредит.
При подозрительных звонках не впадайте в панику. Помните, что ни одна организация не в праве запрашивать у вас персональные данные – пароли, пин-коды, кодовые слова или цифровые обозначения. Также ни одна организация не будет предлагать вам совершить какие-либо действия с вашими денежными средствами. Если собеседник спрашивает или предлагает что-то из вышеперечисленного – это мошенник!
Немедленно прервите разговор и незамедлительно сообщите в дежурную часть Отдела МВД России по городу Ессентуки по телефонам 8 (87934) 6-16-01, 02 или 102 (с мобильного телефона). В случае сомнений самостоятельно обратитесь по телефонам «горячих линий»:
- Сбербанк – 900,
- ВТБ – 1000,
- Госуслуги – 115
- или в отделение полиции – 102.
Инна ПРАВЕДНОВА
Фото из архива редакции